Атамановка - Онлайн
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта



Содержание
Местные новости [1717]
Новости Администрации [136]
Региональные новости [13025]
Справочная информация [32]
Ру.нет вещает... [13199]
Объявления
Самое читаемое
По материалам сайта
Видеотека:
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » Ру.нет вещает...
Наш край глазами туриста
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ участок Транссиба довольно разнолик - стальной путь пересекает несколько различных зон. Если они и похожи по климату, то по растительности, рельефу, населенности друг от друга весьма отличны. Обобщенно эти зоны можно поделить на четыре основных: 1) "Пригородная Читинская", проходящая по долине Ингоды; далее - 2) "Яблоновый хребет" - железная дорога уходит от Ингоды, взбирается на этот хребет и потом спускается с него в другую долину, уже Хилка, который относится к бассейну Селенги; 3) "Долина Хилка" - исключительно живописная по красоте зона, которая продолжается больше 250 километров; и, наконец, последняя - 4) "Северная степь", когда от Хилка Транссиб резко отворачивает почти на север, пересекая последовательно густую тайгу, лесостепь, переходящую на территории Бурятии в настоящую степь с пологими холмами. Завершением всего этого участка является город Улан-Удэ - столица Бурятии, который расположен на берегу полноводной Селенги. Но мы в этой главе доедем только до Петровского Завода, и последней зоны коснемся в описании совсем немного. Степей тут вообще-то нет, но название главы я оставил - это же Забайкалье, и легендарная песня - о нем!
Итак, продолжаем наш подробный рассказ о пути на Запад.
ПОКИДАЯ станцию Карымская (6295 км), мы уже оказываемся в пригородной зоне читинских электричек. Их тут много - поскольку здесь, по берегу Ингоды, расположена основная дачная и санаторная зона Читы. Это не удивительно - по той простой причине, что практически до самой Читы растут чудесные сосновые леса, дающие целебный и здоровый воздух. Почвы, конечно, не фонтан, но тем не менее народ что-то выращивает, как видно с поезда. В этот раз я проезжал долину Ингоды ранним утром, и открыв окно вагона, наслаждался видом Ингоды, черемуховых цветущих зарослей и встающим из-за сопок майским ярким солнцем. Железная дорога петляет, повторяя излучины реки и временами прижимаясь к сопкам, заросшим соснами и листвянками; поэтому можно "поймать" прекрасные виды. На 6264 км - станция Дарасун (все поезда тут пару минут стоят) - отсюда недалеко одноименный курорт, довольно известный. Станция КручинаПоближе к Чите заметно возрастает число поселков, чувствуется приближение крупного города (впервые за 2300 км пути, от самого Хабаровска!). 6231 км - станция Кручина (слева): бывший военный городок, поэтому стоит прямоугольный вокзал без всяких изысков. Вообще, восточные пригороды Читы традиционно были вотчиной Советской Армии (Атамановка, Песчанка) - ведь в годы противостояния с Китаем Забайкальский военный округ был мощным и сильным. Ингода тут подходит совсем рядом к железной дороге, и, проехав станцию Антипиха (уже в черте города Читы), мы приближаемся к вокзалу Чита-Вторая.
ПОЧЕМУ Вторая, а не Первая? Ведь это главный пассажирский вокзал и ворота города? Внятного объяснения сейчас я не могу вам представить - сам не в курсе, хотя интересно было б узнать. Старый вокзал в ЧитеНо вокзал тут красив - архитекторы постарались. Новый вокзал в ЧитеТочнее, два вокзала - новый (слева на фото) и старый, исторический (справа). Оба они мне нравятся и, на мой взгляд, очень хорошо гармонируют друг с другом. Причем старый вокзал мне напоминает Одесский оперный театр (сходство стилей очевидно, хотя театр более сложный и вычурный). Эти фото я сделал в восемь утра 25 мая на залитой рассветным солнышком привокзальной площади во время стоянки моей "России". Такие вокзалы смогли тут построить благодаря тому, что Чита - это штаб-квартира самой протяженной на Транссибе Забайкальской железной дороги. А вот как тут начиналось все в начале века. Но вообще (мой субъективный взгляд) - Чита город довольно бедный относительно своих западных сородичей, хотя живет народу тут немало, по сибирским меркам, более 300 тысяч. Итак, поменялся электровоз, и мы едем дальше, медленно покидая Читинский вокзал. Станция Чита-1Сразу за вокзалом - мост. Пересекаем реку Читинка, и начинается грузовая станция, депо, контейнерная площадка. Всего в 3 км к западу от Читы-2 находится Чита-Первая (слева) - небольшой белокаменный вокзал, утопающий в листве. Это в основном товарная станция. Должен еще заметить, что пригородное движение на запад от Читы намного меньше, чем на восток. После Читы-1 железная дорога описывает небольшую петлю, и на 6191 км нас ждет приятный сюрприз, если встать с северной стороны - внезапно открывается большое, голубое, полукруглое озеро. Это озеро Кенон - красивое название!. Но что значит оно - не знаю. На противоположном берегу его виднеется Читинская ГРЭС, а на глади озера летом всегда качаются рыбацкие лодочки. Три километра вдоль озера - и едем дальше на запад. Станция Кадала (6184 км) - недалеко Читинский аэропорт; затем западные пригороды Читы - шахтерские поселки Черновская, Ингода, в станции Домна - военный гарнизон. Уголь тут уже  добывали еще лет 80 назад - железная дорога требовала "черного хлеба". От станции Ингода (6156 км) железная дорога решительно поворачивает на подъем.
ТЕПЕРЬ наша задача - пересечь Яблоновый хребет и перейти из бассейна Амура Плавный подьем на хребетв бассейн Селенги, чтобы достичь затем Байкала. Сначала подъем плавный и довольно пологий (на снимке слева, сделанном на петле 6150 км); но потом он становится более крутым.Станция Лесная (6139 км) уже на подъеме; от нее на юг отходит старая ветка железной дороги (на Дровяную, к углю). Теперь подьем заметен и на глаз - углубляемся в лесистые горы. Станция Яблоновая находится почти на перевале и как раз от нее начинается 12-километровый перевальный трехпутный участок. А на южной стороне (6119 км) перед станцией находится большой отстойник всяческой железнодорожной техники на 3 пути, огороженный деревянным забором. Яблоновый перевалБольшое количество электровозов (ВЛ-60, ВЛ-80), тепловозы, а затесавшиеся туда пара паровозов и вагон 30-х годов дополняют картину. Яблоновый тоннельПроследовав Яблоновую, идем уже по перевальному участку - там три пути. Сам же перевал - на 6110 км (фото слева). Когда-то тут существовал знаменитый тоннель (фото справа) с надписями на порталах - "К Атлантическом океану", "К Тихому океану"; но, видимо, в сталинскую реконструкцию Транссиба, он был срыт, а профиль дороги смягчен и теперь тоннеля этого нет. После него быстро, за каких-то три-четыре километра, спускаемся - и после станции Тургутуй (6106 км) попадаем на унылую равнину с пологими сопками на горизонте (и Яблоновым хребтом позади), этакая барабинская степь в миниатюре.
И вот теперь будет необходимо некоторое историческое отступление в моем повествовании - ведь дорога здесь не должна была проходить вообще!
ОБРАТИМСЯ же к истории, примерно на столетие назад. Когда-то, при изысканиях трассы, предполагалось, что она восточнее Байкала пойдет по долине Уды и выйдет к Чите с севера, со стороны озера Арахлей. Этот путь был длиннее южного почти на 100 км, но намного проще в геологическом и гидрографическом отношении, да и рельеф был мягче. Словом, тогдашние аналитики оценивали постройку дороги по северному варианту вдвое дешевле. Река же Хилок, а также Яблоновый хребет в этом районе смущали изыскателей. Но тут царское правительство решило "осваивать" Маньчжурию - а проще говоря, взять свой кусок у тогдашнего бессильного Китая и заполучить привлекательную сферу влияния, вплоть до Ляодунского полуострова. Кроме того, путь к Владивостоку через Маньчжурию сокращается на 514 верст. В 1896 г. заключают с Китаем договор (подробнее об этом здесь) и работа закипает - темпы освоения той территории просто поражают. И тогда (а точнее, на год раньше, когда переговоры с Китаем еще шли) на маршрут Забайкальской дороги начинают влиять не экономические, а военно-политические факторы - линия по военным, стратегическим и политическим соображениям должна пройти южнее! Гораздо ближе к границе; к Маньчжурии и Внешней Монголии (которая тоже стала рассматриваться сферой влияния Российской империи). Зона освоения и активного заселения, на которую маршрут дороги оказывал огромное влияние, теперь тоже проходит намного южнее - в этом те, кто принимал решения, прекрасно отдавали себе отчет. И вот Забайкальская дорога стремительными темпами строится - по южному, дорогому, пути. В 1896 г. начинают возводить насыпи, Хилок их затапливает (местами на полтора метра). Тогда инженеры-строители принимают решение значительно ее приподнять, еще удорожив работы. Но следующий год, 1897-й, преподносит сюрприз: Хилок поднимается от уровня, который гидрографы оценили как максимально возможный, еще минимум на 3 метра (!). Долина ХилкаПоследствия: 367 верст готового железнодорожного полотна коту под хвост; ввод Забайкальской дороги в действие отодвигается минимум на год; полотно решают поднять гораздо выше (будете ехать долиной Хилка, сами увидите - а уровень насыпи вот, на старом фото слева. Это далеко не самый высокий...). Но все трудности преодолели и в 1900 г. построили всю дорогу - от Мысовой на Байкале до Сретенска на Шилке - а строили ее с двух сторон одновременно. Такая вот история.
ДАВАЙТЕ теперь поедем дальше - по долине Хилка. Долго мы по ней едем (278 км - это вам не фунт изюму...). Спустившись с Яблонового хребта, едем по унылой монотонной равнине - но это не слишком долго! Местность скучная; и за станцией Сохондо (6096 км) - где находится погрузочная площадка для лесопродукции, сейчас почти пустынная, мы пересекаем плюгавенькую речку, почти ручей - это и есть тот грозный Хилок. Но пока на него вряд ли вы обратите внимание. Тут долина Хилка широкая и сам он протекает южнее, в некотором отдалении от дороги - его почти не видно. Путь почти прямой и поезд мчится резво. Проезжаем станцию Гонгота (6075 км) - ее можно узнать по памятнику - пушке времен войны, стоящей немного восточнее станции; Станция Могзонзатем - Могзон (6054 км).
Могзон - узловая станция, здесь меняется бригада локомотива и поезд стоит 10-15 минут. На фото слева - мой снимок станции, сделанный с виадука. Вокзал здесь построен недавно, раньше был деревянный. Станция ХарагунПосле Могзона долина, по которой мы едем, несколько сужается и появляется лесистость - в районе станций Загарино и Тайдут, но у станции Харагун (5993 км, фото справа) снова расширяется. Поселки в этих местах крепкие, большие - возникали они в основном сто лет назад, во время строительства железной дороги, ехали сюда в те времена переселенцы с Европейской России и Украины десятками тысяч. Наблюдателю с Европейской России также бросится в глаза почти всеобщая "деревянность" - все из дерева, каменных зданий раз-два и обчелся, разве что трех- и пятиэтажки в военных городках, водонапорные башни да школы сталинской постройки. Станция ГыршелунНарод здесь живет в основном лесом - раньше здесь были мощные леспромхозы, перерабока; лес экспортировался даже в Японию. Сейчас вся эта деятельность еле теплится, но некоторые леспромхозы все же уцелели. Большинство старых зданий вокзалов - тоже из дерева (на фото слева - станция Гыршелун, 5951 км). Они похожи по стилю - видимо, строились в одно время.
После станции Гыршелун Хилок, вобрав в себя ряд притоков, становится больше и теперь временами подходит к железной дороге; а сам путь начинает петлять, повторяя излучины поймы. По долине ХилкаСо всех сторон лес - с севера прямо на сопках, вдоль которых мчится поезд; с юга за долиной реки на сопках; только пойма реки и луга разделяют тайгу. Много сосны, листвянки, но все же не так, как под Читой - одна хвоя, есть и лиственные породы. Встав с южной стороны, можно смотреть красивые природные виды, особенно в солнечную погоду (а солнца тут много!). Для примера - старый снимок начала века (слева, долина Хилка на 418 версте).
НА 5934 КМ подъезжаем к городу и станции Хилок. Пассажирские поезда здесь стоят чуть-чуть, но Паровоз в Хилкеэто большая грузовая станция и пункт переприцепки товарных поездов. Здесь находится и локомотивное депо. У депо, немного восточнее вокзала, нас встречает с северной стороны паровоз Су, вставший на вечную стоянку (фото справа). Вокзал ХилокВот еще вид на него, поближе; и совсем близко. А на самой станции стоит вокзал начала века, довольно оригинального стиля (слева) - ведь Хилок с самого начала был одной из основных станций Забайкальской дороги. Город расположен очень красиво - по обеим сторонам реки, делающей тут большую излучину; можно увидеть полностью деревянные интересные пешеходные мостики Утес Жипхегенчерез Хилок.
После Хилка уже строго едем по долине, повторяя все изгибы поймы; дорога описывает большие петли и насыпь над рекой находится временами очень высоко (почему - уже написал раньше). 5907 км - станция Жипхеген, здесь же находится интересный приметный утес (привожу фото начала века, справа). 5883 км - станция Бада. Она примечательна двумя неповторимыми признаками - восточнее станции с севера находится военный аэродром, недалеко от нас (видны серебристые силуэты истребителей); а с южной стороны - отстойник паровозов, поставленных на консервацию для военного времени. Их там стояло раньше не менее 50 штук. Сейчас, правда, подразграбили, но все же еще можно много интересного увидеть. Здесь же - большая лесопогрузочная площадка. Сама Бада лет 20 назад была большим поселком, почти городом - здесь стояло больше 10 воинских частей; и посейчас между аэродромом и станцией видны большие пустыри со строительным мусором и обломками кирпичей - вот там военные когда-то и стояли. Едем дальше: 5859 км - станция со смешным названием Хохотуй. Долина Хилка летомЗападнее ее я встал у окна с фотоаппаратом, долго выбирал вид на Хилок - уж больно все были красивые, один другого лучше - и в итоге сделал снимок (слева), не слишком удачный, увы - видна только протока Хилка и кажется, что речка маленькая; но это не так. Хилок тут полноводен; и примерно раз в 10-15 лет разливается так, что мало не покажется! Зато на снимке можно увидеть очень характерный для всех этих мест пейзаж и величину петель, которые описывает дорога вдоль реки.
И ВОТ МЫ на 5836 км достигаем маленькой станции Толбага - точнее, уже 2 года не Часовня в Толбагестанции, а только остановки - пути демонтированы. Когда-то это была большая станция, где стояли все поезда, даже транссибирский курьерский экспресс. Это - место соединения строителей Забайкальской дороги, шедших навстречу друг другу с двух сторон - с Шилки и с Байкала. В честь этого события в 1900 году поставлена тут небольшая, но очень симпатичная деревянная часовня (снимок слева). Этот снимок стоит посмотреть в полный размер - я считаю его одним из лучших в своей коллекции, уж очень он выразителен (на мой, конечно, субъективный взгляд). Станция НовопавловкаЗа Толбагой - огромная петля вдоль излучины Хилка - будете ехать - посмотрите, очень живописно! На 5828 км находится большой поселок и небольшая станция Новопавловка с синим деревянным вокзалом (слева). Поселок тянется вдоль железной дороги на 6 км, основное занятие населения - лес и его переработка. С юга виден большой угольный карьер на берегу Хилка. Здесь добывают бурый уголь - но он невысокого качества. А добывают его тут потому лишь, что в нем содержится германий - редкий металл, применяемый в производстве полупроводников и в оборонной промышленности. От Новопавловки путь пошел на подъем и через 10 км - станция Тарбагатай (5818 км), большой сельскохозяйственный поселок.
ЗА ТАРБАГАТАЕМ еще 4 км дорога идет по долине Хилка, хотя сам он уходит к югу. На 5812 км на южной стороне в некотором отдалении видеется старинное большое село Кули, которому гораздо более 100 лет - оно еще расположено на берегу Хилка. Поезд тут проскакаивает на полной скорости - станции нет. И после этого места путь отворачивает почти на 90 градусов, устремляясь на северо-запад - мы покидаем долину, уходя направлением на Бурятию и Улан-Удэ. На 5804 км расположен поселок Баляга, где во времена советские находился один из самых знаменитых и крупных леспромхозов с огромным объемом добычи и перевалки леса. Проезжая вдоль поселка (а он километров на 5 вдоль дороги протянулся), вы это, несомненно, почувствуете. Но сейчас - запустение.
Вы наверное, обратили внимание на имена, которые здесь носят поселки и станции? Толбага, Жипхеген, Хохотуй, Хушенга, Сохондо и тому подобные необычные имена? Это - наследие прежних времен, когда тут кочевали буряты. Основная масса названий имеет бурятские корни и что-то означает. Русские и украинские переселенцы приехали сюда в основном 100 - 130 лет назад, и, основав поселки, многим местам сохранили оригинальные и, согласитесь, очень запоминающиеся имена.
После Баляги мы, прорезая густую тайгу, приближаемся к городу Петровск-Забайкальский и крупной узловой станции Петровский Завод. Это очень уникальное не только для Восточной Сибири, но и для России место. Но рассказ об этом - оставим на потом...

Сергей Сигачев, Хабаровск, 10 ноября 1999 года

Источник
http://www.transsib.ru/trip-9906.htm

Комментарии к материалу
Категория: Ру.нет вещает... | Размещение материала: 15.09.2008 | Рейтинг: 0.0/0 |
Новости сайта:           Новые статьи:
20.10.2018
Атамановскому маньяку грозит пожизненное за убийство одной женщины и нападение на вторую
20.10.2018
Пожизненное лишение свободы грозит «атамановскому маньяку»
20.10.2018
Жителя Амурской области будут судить за убийство и разбой в Забайкалье
17.10.2018
Выезд на федеральную трассу из Чеховского микрорайона в Атамановке закрыли
16.10.2018
Союз «Забайкальская ТПП» поздравляет предпринимателя Аладдина Мамедова с юбилеем
04.10.2018
Дачный дом, баня и надворная постройка сгорели ночью под Читой
29.09.2018
Пробка из-за нескольких аварий подряд образовалась на выезде из Читы - очевидцы
27.09.2018
Пожарно-тактические учения провели огнеборцы в школе поселка Атамановка
26.09.2018
Действия в случае возгорания в школьном классе отработали пожарные в Забайкалье (видео)
26.09.2018
Три камеры видеонаблюдения установили на железнодорожном переезде ЗабЖД в Амурской области
23.09.2018
Заб.ТВ рассказал об оставшейся без помощи 92-летней читинке
20.09.2018
Электричество отключат в поселке Атамановка из-за ремонта энергооборудования 21 сентября
19.09.2018
«Чита.Ру» публикует места новых приборов фиксации нарушений ПДД на трассах 2018-2019 года
17.09.2018
Жданова заявила, что для создания собственных торговых сетей в Забайкалье «время упущено»
13.09.2018
Прокуратура проверит законность обучения в две смены школ и лицеев в Забайкалье
13.09.2018
В прокуратуре края состоялось заседание коллегии
12.09.2018
Около 150 боксеров сразились в турнире памяти спортсмена Олега Жеребцова в Новокручининском
11.09.2018
Пожарная часть в Атамановке провела экскурсию для местных школьников
11.09.2018
В течении часа полицейские задержали грабителя
10.09.2018
В Забайкалье раскрыта серия хищений имущества с дачных участков
07.09.2018
Производство длительного хранения запустит Атамановский плодопитомник
05.09.2018
Читинцы задержаны за серии краж из дачных кооперативов
04.09.2018
«Олерон+»: «У нас нет чёткого понимания, где строить новый полигон»
04.09.2018
Мужчина и шестилетний ребенок, попавшие в аварию на переезде в Атамановке, находятся в тяжелом состоянии
04.09.2018
Двое читинцев задержаны подозрению в кражах из дачных кооперативов
04.09.2018
Двое читинцев задержаны по подозрению в кражах из дачных кооперативов
03.09.2018
Легковушка столкнулась с 2 поездами поочерёдно в летальном ДТП на переезде в Забайкалье
03.09.2018
Женщина-водитель скончалась от столкновения с двумя поездами на переезде в Атамановке, мужчина и шестилетний ребенок доставлены в больницу
03.09.2018
Водитель иномарки погиб при столкновении с грузовым поездом в Атамановке
03.09.2018
Пригородный поезд Чита - Карымская задержался на полчаса из-за ДТП в Атамановке
03.09.2018
Причину столкновения поезда и машины в Атамановке назвали в ЗабЖД
03.09.2018
Один человек погиб и двое пострадали в столкновении автомобиля и поезда в Забайкалье
03.09.2018
Автомобиль столкнулся с грузовым поездом в Атамановке
03.09.2018
Один погиб и двое пострадали в попавшем под поезд автомобиле в Атамановке
03.09.2018
В аварии с поездом в Атамановке погиб один, пострадали двое человек
03.09.2018
Автомобиль попал под поезд в Атамановке
03.09.2018
Автомобиль попал под поезд на переезде в Атамановке
30.08.2018
Бронзовыми призерами в чемпионате «Динамо» по стрельбе из боевого оружия стала команда забайкальского УФСИН
         
20.10.2018
Как насладиться дешевым вином
20.10.2018
“Нарисованное” кафе
19.10.2018
20 любопытных фактов от заводчика кошек
19.10.2018
Самые необычные флаги государств мира
18.10.2018
СВЧ-печь: чего не стоить греть в микроволновке
18.10.2018
Самые известные парадоксы теории вероятностей
17.10.2018
Главные различия между Японией и Китаем
17.10.2018
10 таинственных человеческих популяций
16.10.2018
Странные привычки домашних животных
16.10.2018
Алхимия: золото из свинца или путь к благородству
15.10.2018
Куда пропадают вундеркинды
15.10.2018
Из истории знаменитых предательств
14.10.2018
Пять способов контроля человеческого разума
14.10.2018
Загадки левшей
13.10.2018
Немец о фильме «Кавказская пленница»
13.10.2018
15 любопытных фактов о кофе
12.10.2018
Призраки петербургских мостов
12.10.2018
Загадочные фразеологизмы
11.10.2018
Как подделывают еду
11.10.2018
Нордлинген: город в метеоритном кратере
10.10.2018
Алхимия: золото из свинца или путь к благородству
10.10.2018
Куда пропадают вундеркинды
09.10.2018
Из истории знаменитых предательств
09.10.2018
Пять способов контроля человеческого разума
08.10.2018
Загадки левшей
08.10.2018
Немец о фильме «Кавказская пленница»
06.10.2018
Чего мы не знали о нашей Вселенной
05.10.2018
Самые необычные флаги государств мира
05.10.2018
СВЧ-печь: чего не стоить греть в микроволновке
04.10.2018
Самые известные парадоксы теории вероятностей
04.10.2018
Главные различия между Японией и Китаем
03.10.2018
10 таинственных человеческих популяций
03.10.2018
Странные привычки домашних животных
01.10.2018
Мифы из жизни известных людей
01.10.2018
О чем все слышали но не все видели
30.09.2018
Любопытные истории слов и выражений
30.09.2018
Прогноз погоды на грядущую зиму
29.09.2018
“Нарисованное” кафе
Copyright EASYstem © 2007 - 2018