Атамановка - Онлайн
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта



Содержание
Местные новости [2700]
Региональные новости [30497]
Справочная информация [4]
Объявления
Самое читаемое
По материалам сайта
Игры:
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Региональные новости
«Зайду поставлю свечку, и всё будет ништяк»: 30 наивных вопросов адекватному священнику

«Зайду поставлю свечку, и всё будет ништяк»: 30 наивных вопросов адекватному священнику


Мы собрали в одном месте, кажется, самые популярные вопросы относительно веры и религии. И задали их руководителю информационного отдела Кемеровской епархии диакону Вячеславу Ланскому. По совместительству — адекватному священнику. Мы встретились с ним вне стен храма в абсолютно светской обстановке. В его речи нет и намёка на назидание, он не навязывает в беседе обязательность веры в Бога. Поэтому именно у него мы решили спросить про священников на «Мерсах» и прочих дорогих машинах, про целесообразность строительства храмов на каждом шагу, про допустимость абортов, про ЛГБТ и про существование Бога.

— Я задавался таким вопросом. Все считают, что раз ты православный, то у тебя нет никаких сомнений. Есть. И сомнения очень серьёзные бывают. Я могу с Богом не соглашаться. Могу спорить. Кризисы — нормально. Предпочитаю быть честным. Почему я должен стесняться, что у меня кризис веры, если у меня кризис? Как у «Ленинграда» в песне: «Бог, ты что, оглох?»

— Сам момент воцерковления, осознания своей веры, на позитиве случается очень редко. Причина простая — когда у человека всё хорошо, он живёт в своей зоне комфорта, ему не нужно разрывать на части и переформатировать свой привычный мир. Приход в церковь — это всегда кризис. Мировоззренческий, материальный, идеологический. Человек понимает, что ему чего-то не хватает.

Церковь — это не только Бог, это ещё и люди. Это очень важный момент. Помимо встречи с Богом, люди общаются друг с другом. Церковь в большинстве случаев — это про социализацию. Здесь всё-таки люди в основном стараются работать над собой. Мы живые люди, у всех есть свои проблемы, слабости, свой характер. Но в целом все стараются контролировать своё поведение. Люди отдают себе отчёт в своих действиях. Поэтому церковь — это больше не о мнимой святости, а о стремлении стать лучше, общаться с такими же людьми, которые осознали необходимость работы над собой.

Есть, конечно, ещё и фактор страха. Я страдаю, на всякий случай поставлю свечку, и после смерти всё точно будет хорошо. Часто это оказываются те, кто начинает чувствовать свою неизбежную кончину. Возраст может быть разным. Вдруг ты понимаешь, что у тебя проблемы не только со здоровьем, а проблемы с бытием. Осознавая грядущую неизбежность, люди поворачиваются к церкви. «Поставлю свечку, а вдруг чего».

Сложно давать оценку, насколько этот способ действенен. Но в любом случае за стремлением человека прийти в церковь, поставить свечку, заказать богослужение за своих близких кроется какое-то искреннее чувство. Даже приходя в церковь по-язычески, разово, ради реализации каких-то своих вполне земных желаний, человек делает определённое усилие над собой. Для любого человека, особенно молодого, переступить порог храма очень сложно. Это определённая интимность.

— Я общаюсь с одной спортивной организацией, и ребята перед важным турниром приходили на молебен в собор. Естественно, это не по принуждению всё. Пришли только те, кто хотел помолиться перед турниром и попросить Божьего благословения. Были ребята разных возрастов: кому-то 12, кому-то 14. 12-летние абсолютно искренне стоят, крестятся, участвуют в богослужении. А 14-летние ребята входят в другую стадию формирования психики. Они смотрят не на происходящий вокруг процесс, а друг на друга и ловят реакцию друг друга.

Это можно сравнить с первыми отношениями юноши и девушки. Всё начинается с дёрганья косичек, с троллинга, который в некоторых случаях переходит в буллинг. Это стадия отрицания. Потому что человеку кажется, что если он будет искренним, покажет свою любовь, то будет слабым. «А я не могу быть слабым». Если ты ходишь в церковь — ты показываешь кому-то свой внутренний мир, который ты можешь от других прятать. Сам факт прихода в храм говорит о том, что человек что-то ищет. Этот поиск заметен окружающим. И может трактоваться как слабость.

— Тут можно Достоевского вспомнить: если Бога нет, то всё можно. Ты живёшь, веришь в существование Бога, но рано или поздно эта вера потребует от человека каких-то действий, какой-то работы над собой. А если тебе комфортно так, как живёшь сейчас? Идея существования Бога будет для тебя раздражающим фактором. Поэтому проще сказать, что Бога нет, живу как хочу, работать над собой не буду. Работа над собой — это признание, что ты несовершенен.

— Православие у всех разное. Притом что мы все едины. Возьмём Евангелие. Четыре книги о жизни и служении Иисуса Христа. Во всех четырёх Евангелиях сделан абсолютно разный акцент. Если уж для ближайших учеников он открывался так по-разному, то для нас-то тем более. Мы все разные, поэтому тоже обращаем внимание на разные вещи. Кому-то близка мысль социального служения, кому-то будет интересен путь духовного развития, например аскетика. Кто-то акцентирует внимание на борьбе со своим грехом, а кому-то нравится эстетическая сторона жизни богослужебной. Есть много факторов.

— Не вижу трагедии в том, что традиции, которые ассоциируются с христианством, стали народными. Ярлыки вешать не буду. Они могут очень легко меняться. Можно здесь вспомнить, раз уж я поп, историю двух разбойников, которых вместе с Христом распинали. Один начал его оскорблять, мол, раз ты Бог, сойди с креста, и мы тебе поверим. Второй первому сказал, что «нас-то с тобой за дело повесили, а его нет». Это как раз-таки свидетельство внутреннего перерождения, изменения. Поэтому нельзя сказать, что люди, отмечающие Пасху в дань традициям, останутся на том же уровне духовного развития. Надеюсь, мы просто будем жить осознаннее.

Для многих людей и крещенские купания, и Пасха — не религиозный компонент. Это компонент национальной культуры. Я русский, а значит, я православный. Есть такой момент, когда религия становится маркером национальной самоидентификации человека. Это просто традиция, не более. Менталитет простого человека, который с уважением относится к каким-то традициям своих предков, таков: деды красили яйца в Пасху, и я буду. Это ж хорошая, добрая традиция. Но религиозного смысла в празднование Пасхи они не закладывают.

Но, буду честен, меня не радует огромное количество людей в церквях на Пасху и очереди на крещенских купаниях: уже через день они вновь забудут о христианстве. Но вместе с этим я радуюсь, что есть перспектива серьёзного разговора с людьми о жизни. Даже не в контексте исполнения каких-то религиозных предписаний, а в контексте их призыва к осмысленности жизни.

— Приходит человек на исповедь в первый раз. Говорит, вроде бы исповедоваться нужно. Хотя «я вроде бы никого не убивал, сильно не ворую, жене особо не изменяю». Человек может считать себя классным, но у него где-то в глубине души всё равно будет этот червь сомнения. И есть соблазн от этих терзаний избавиться. Приходит в церковь, считая себя идеальным, но вроде как бы и сделать что-то нужно, чтобы червя своего заглушить. И здесь начинается работа над собой. Ну или ты просто удовлетворяешь червячка тем, что ты ходишь в церковь, и уже этим классный.

Сколько человек раньше себя провозглашали православными, столько же провозглашают себя атеистами теперь. Причины могут быть даже политические: раз власть лояльна к православным, значит я точно не буду православным. При этом у людей может не быть никакой философской системы. Но вопрос религиозной принадлежности — это вопрос философии всё-таки. Вопрос самоопределения человека: кто я, что я делаю в этом мире и куда иду.

— Есть такой христианский мыслитель Сергей Фудель. Он неоднократно был репрессирован по религиозным убеждениям, а не за антисоветскую деятельность. Он как раз и рассуждал о том, может ли вера быть вне церкви. Пришёл к выводу, что может. Я вслед за ним считаю, что вот эти границы церкви как организации и церкви как мистического тела Христова, вокруг которого мы объединяемся, они не совпадают. Естественно.

Например, в молитвах перед исповедью священник читает такие слова: «Соедини и примири его святей твоей церкви». То есть, совершая грех, человек выпадает за границы вот этого мистического тела Христова. Перестаёт быть членом церкви. Сохраняя имя христианина, христианином по сути он не является. Но опять же нет здесь общего предписания. Раз ты православный, то делаешь это и это. Нет. Ты можешь делать и то, и то, но, например, меру поста или какого-то другого духовного упражнения определяешь сам, консультируясь со своим духовным наставником. Если человек реально работает над собой, то у него все шансы быть в церкви небесной.

В 90-х годах общество во многом объединилось вокруг церкви, превратившись из воинствующих безбожников в христианскую нацию буквально за несколько лет. Причастность к такой массовой картинке не означает, что ты ведёшь работу над собой. Резкий формальный рост церкви существенно опередил рост духовного института. Это как с подростками, которым паспорт выдают в 14 лет, а право голоса появляется только в 18. Потому что его воля, ум, интеллект ещё формируются.

— Подавляющее большинство приходит в церковь абсолютно честно и искренне. Это верующие люди. Но в какой-то момент происходит надлом, выгорание. Постоянное стремление заставить свою природу работать не так, как она привыкла, не зная алгоритмов, приводит как раз к тому, что человек ломается. Все эти истории про то, как мы грешим, зачастую как раз обусловлены тем, что человек сломался. Но сам себе боится честно в этом признаться. Не может сказать, что больше не может жить так, как он жил. Есть люди, которые привыкли быть священниками, они не знают, а как вообще иначе жить.

Например, не разрешать в течение какого-то времени совершать богослужение. Это часто становится работающей мотивацией, чтобы взять себя в руки. Иногда это может выглядеть и ощущаться бездушной системой, но посыл здесь другой — помочь человеку разобраться в себе. Крайняя мера — извержение из сана. Такое бывает. Жизнь после сана бывает разной: человек находит себе новую специальность, но некоторые стремятся остаться в «помогающих» профессиях. Кто-то переквалифицируется в психолога, кто-то идёт по пути коучинга. Но лично мне было бы сложно консультироваться по важным жизненным вопросам у того человека, который перечеркнул свои убеждения.

Часто бывает так, что выгорание человека совмещается с его моральным падением. Он думает, что его точно сейчас лишат сана, и уходит сам. При этом это происходит с очень громким хлопком двери и последующей резкой критикой церкви. В таких историях при детальном анализе выясняется, что у священника произошло выгорание, он не смог справиться со своими кризисами и стал вести аморальный образ жизни. Настолько аморальный, что он никак не был совместим со служением.

Если человек становится священником из искреннего убеждения помогать людям, культивировать добро и хоть как-то снизить ауру всепоглощающего зла, то я не вижу в этом ничего плохого. Конечно, даже и благие намерения могут измениться в процессе. Построили огромный храм, человек туда пришёл и тут же стал святым, то есть особенным, предметом пристального внимания. Он должен быть святым для тех людей, которые наблюдают за ним из-за забора. А вот если при этом у него внутри возникнет ощущение уникальности: «О, а я-то святой!» Очень страшно, когда человек начинает оценивать себя так.

Важно разделять самосовершенствование и самость. Это разные вещи. Самосовершенствование имеет какой-то вектор и куда-то направлено. А самость — это когда все векторы ты замыкаешь на себе. И стремление к сану как попытка компенсировать свои комплексы и недостатки авторитетом Церкви — это серьёзная болезнь. От таких священников лучше держаться подальше самому и дать об этом знать другим людям, в том числе и ответственным за кадровые вопросы на местах.

Почему церковь вообще дорожит этой традицией святых? Это те люди, которые были признаны абсолютными авторитетами церковной жизни в конкретный период. И ведь у нас не только же иерархи святые. Есть те, кто просто ушёл в лес, молился. Смотришь на его судьбу и понимаешь: этот человек действительно достиг таких отношений с Богом, к которым нам нужно стремиться.

Но если говорить о подлинном значении церкви, то это вообще не про политику. Православный — это не значит, что он безропотно опустил голову и пошёл выполнять сказанное. В голове свеж пример Черногории, где в позапрошлом году как раз-таки церковь стала главной оппозицией действующей власти. Потому что тот вектор, который там пытался выстраивать политический долгожитель Мило Джуканович, был неприятен народу. Он ущемлял церковь в возможности совершения ею полноценной церковной жизни. Сотни тысяч местных жителей, ассоциирующих себя с церковью, выходили на улицы, чтобы высказать свою позицию.

Церковь — не только религиозный, но и крупный общественный институт. Безусловно, мы взаимодействуем с государственными и другими общественными учреждениями. И в рамках действующего правового поля и во взаимодействии с органами власти мы можем расширять масштабы нашей деятельности. Например, организовать приют для детей или кризисный центр для нуждающихся в поддержке беременных женщин или же благотворительную трапезную. Церковь — это про совершенствование человека на пути любви, про нечто самобытное.

И в то же время никто никогда не напишет и так сильно не растиражирует какие-то правильные, умные мысли. Пьяный священник за рулём же интереснее, чем священник, который организовал центр по реабилитации наркозависимых и помогает людям. Хайп интереснее, чем доброе дело. Поэтому у большинства складывается мнение, будто бы все священники такие же, как и герои хайповых новостей.

— Есть вещи, в которых это может сработать. Но это не принципиальные с точки зрения веры вещи. Например, надо храм в пандемию закрыть. Значит, надо. Хотя было много тех, кто был против. При этом каждому возражающему объясняли, почему это важно. Будь у нас не соборный, а демократический принцип, то все проголосовали бы против закрытия храма в самый пик коронавируса. Да, закрывать рекомендовал патриарх, но не во всех епархиях такое решение приняли. Где-то на местах посчитали, что это слишком суровое требование для текущей эпидемиологической обстановки. И никого не лишили сана, не запретили в служении.

— Можно в огромном количестве жертвовать деньги на строительство храмов и думать, что у тебя всё будет классно. А можно их жертвовать просто потому, что хочешь. И не ждать какого-то воздаяния там. Да, за каждого благотворителя, строителя, жертвователя храма молятся на богослужениях. Просто, чтобы этим людям было хорошо: неважно, здесь они или в вечности.

— Скажу честно — это настолько расхожий стереотип, что я был бы рад, если бы процентов на 20 хотя бы это соответствовало действительности. Говорю как человек, который третий год выплачивает кредит за «Рапид». Но бывают ситуации с дорогими машинами в качестве презента священнику. И тут тупик. Его нежелательно продавать, потому что человек обидится и перестанет приходу помогать.

А еще здесь стоит сказать, что наличие священного сана не гарантирует, что человек вдруг сразу стал бесстрастным. Это первое. Может подумать, что он в целом-то классный, а «Лексус» — подтверждение. Когда человек упёрся в потолок очередного кризиса, он удовлетворился пребыванием на этом уровне. Дальнейшая турбулентность стала ему тяжела и неприятна, а там с повышением уровня духовного развития турбулентность может увеличиваться. Это очень грубо говоря. То есть сложность этих искушений реально подрастает. Тварь я дрожащая или право имею? Достоин я получить этот «Лексус» или подумать, прежде чем принимать такой подарок?

— Мы же все адекватные люди, понимаем, что не каждый секс заканчивается зачатием. Для удовольствия — пожалуйста. Во-первых, бывают медицинские противопоказания к зачатию. А ещё, например, после кесарева сечения только абсолютно безответственный человек, который любит только себя, будет заниматься сексом с женой без контрацепции. Зная, что ей нужно несколько лет на восстановление, а в противном случае она может погибнуть.

Любовь — это не когда всё хорошо и легко. Любовь — это познание себя, своего человека через знакомство со скелетами в его шкафу, через смелость открыть свой шкаф другому человеку. Люби другого полностью, но не растворяйся в нём полностью. Иногда мужчина обвиняет женщину в том, что, допустим, распался брак. Но виноваты оба. А ответственности за это больше у мужчины.

Если посмотреть на свою жизнь философски, видно какой-то вектор, по которому тебя ведёт, я скажу: «Бог». Вы скажете: «Мироздание, судьба, Вселенная». Я могу быть с чем-то не согласен. Но если уж я доверяю Богу, даже когда мне больно, даже когда чего-то лишаюсь, в эти моменты всё само собой как-то налаживается. Это невозможно потрогать, пощупать, линейкой измерить. Только чувствовать. Люди тоже могут это чувствовать, но не осознавать.


Chita.ru

Комментарии к материалу
Всего комментариев: 0
avatar
Категория: Региональные новости | Размещение материала: 07.01.2022 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: Chita.Ru

Новости сайта: Новые статьи:
[29.01.2022]
Все массовые мероприятия приостановили в Агинском округе до конца Белого месяца
[29.01.2022]
108 томов произведений Будды: Читинский дацан получил новый комплект полного собрания Ганжур из Монголии
[29.01.2022]
Блогера из Забайкалья Хизу объявили в федеральный розыск — его подозревают в мошенничестве
[29.01.2022]
Пушкинская карта открывает двери в театр: школьники Читы побывали на спектакле Вот так и живём
[29.01.2022]
Уборка снега, ликвидация наледи: как водителям в Забайкалье обеспечивают безопасность на дорогах
[29.01.2022]
Прокуратура обязала администрацию посёлка Агинское демонтировать ледовый городок из-за нарушений
[29.01.2022]
Укрощение стихии: в Красном Чикое всеобщими усилиями победили ледяной потоп
[29.01.2022]
В Забайкалье с начала года в пожарах погибли 15 человек
[29.01.2022]
В Забайкалье зафиксирован максимум случаев заражения COVID-19
[29.01.2022]
Избежать трагедии поможет автономный пожарный извещатель
[29.01.2022]
Сапожников требует передать пойманную рысь городскому зоопарку
[29.01.2022]
Новые ограничения ввели в АБО до 1 марта из-за COVID-19
[29.01.2022]
Мини-бегемот, птицеед, палочник — обзор экзотических животных Читы с «Авито»
[29.01.2022]
Шаповалов: Тяжёлое течение вирусных инфекций провоцирует быстрое старение организма
[29.01.2022]
Для защиты врачей в больницы Забайкалья закупят почти миллион масок и перчаток
[29.01.2022]
Около 30 бездомных собак в день планируют отлавливать в Чите
[29.01.2022]
В Карымском районе по постановлению прокурора владелец лесоприемного пункта оштрафован за незарегистрированный источник загрязнения воздуха
[29.01.2022]
В Сретенском районе суд вынес приговор по уголовному делу об уничтожении 39 гектаров сельхозугодий с ущербом более 1 млн рублей
[29.01.2022]
Ганжур хурал пройдёт во всех буддистских храмах Забайкалья
[29.01.2022]
Специалисты пансионата рассказали о первом месяце работы детей-сирот с пожилыми в Чите
[29.01.2022]
ЮНЕСКО рассмотрит вопрос о спасении Торейских озёр от плотины в Монголии летом 2022 года
[29.01.2022]
Шаповалов: Тяжёлое течение вирусных инфекций провоцирует быстрое старение организма
[29.01.2022]
Две забайкалки приобрели поддельные сертификаты о вакцинации
[29.01.2022]
Шаповалов: Из-за «омикрона» в Забайкалье будет перегружено амбулаторное звено
[28.01.2022]
Быстринский ГОК выпустил 10,5 миллионов тонн руды за год
[28.01.2022]
Выгодное сотрудничество: о взаимодействии ПАО Россети Сибирь - Читаэнерго с ЦУР Забайкальского края
[28.01.2022]
В Чите провели собачий рейд
[28.01.2022]
В Забайкалье выявлено четыре случая заболевания штаммом омикрон
[28.01.2022]
Исправительный центр для осужденных планируют открыть в Чите
[28.01.2022]
Шаповалов: За последнюю неделю в Забайкалье стало меньше тяжёлых форм COVID-19
[28.01.2022]
Забайкальского депутата Михайлова накажут за высказывание о зоозащитниках
[28.01.2022]
Блогера из Забайкалья Хизу объявили в федеральный розыск
[28.01.2022]
Все студенты забайкальского училища искусств получили «Пушкинские карты»
[28.01.2022]
Забайкальские школьники поучаствуют во Всероссийском Акселераторе бизнес-проектов
[28.01.2022]
Полсотни заявлений получила прокуратура Забайкалья из-за слов депутата об убийстве собак
[28.01.2022]
Забайкальский краевой суд по иску прокурора взыскал с работодателя компенсацию морального вреда за нарушения охраны труда кочегара котельной
[28.01.2022]
Сбер признали самым сильным брендом Европы
[28.01.2022]
Вести-Чита. Дежурная часть, 28 января 2022
[28.01.2022]
В Чите стартовал VI региональный чемпионат по стандартам WorldSkills - Молодые профессионалы
[28.01.2022]
Строительство нового тепличного комплекса начнут в 2022 году в Забайкалье
[28.01.2022]
Автобусные экскурсии с посещением дацана запустят в Чите в дни Сагаалгана (6+)
[28.01.2022]
Отмороженное Забайкалье - грунтовые реки, застывшие берега
[28.01.2022]
Урановый холдинг АРМЗ подвел итоги 2021 г
[28.01.2022]
Забайкалка взяла шесть кредитов и отдала мошенникам почти пять миллионов рублей
[28.01.2022]
Забайкалец хотел угнать машину в Находке, но случайно её поджёг
[28.01.2022]
Руководитель администрации губернатора хотел принудить главу села к покаянию и составил для этого текст
[28.01.2022]
СК в Чите завершил расследование дела о найденном в мусорном баке младенце
[28.01.2022]
Сбербанк открыл приём заявок на образовательную программу для студентов
[28.01.2022]
Комитет образования начал проверку из-за сообщений об унижении школьника в селе Любовь
[28.01.2022]
Плановые ремонтные работы в Чите с 31 января
[27.01.2022]
Восемь причин отказаться от кофе
[27.01.2022]
Мурчащая лаборатория
[27.01.2022]
Удивительные факты из мира музыки
[27.01.2022]
150 региональных слов, способных озадачить
[27.01.2022]
Каково жить в замке?
[20.01.2022]
Чудеса собачьей жизни
[20.01.2022]
Самые зрелищные мосты в мире
[19.01.2022]
Фольга или пергамент: что использовать?
[19.01.2022]
Мечи о которых слагали легенды
[19.01.2022]
Кем на самом деле был Нострадамус
[19.01.2022]
Любопытные факты о снеге
[19.01.2022]
Иностранцы о русском языке
[09.01.2022]
Сологамия: «брак» с самим собой
[09.01.2022]
Непостижимые вселенские тайны
[09.01.2022]
Измененные генетиками овощи и фрукты
[09.01.2022]
25 любопытных фактов о Стивене Кинге
[09.01.2022]
Малоизвестные мифы о сотворении мира
[09.01.2022]
Тёмные и светлые стороны знаков зодиака
[09.01.2022]
Мы в ответе за тех кого приручили
[09.01.2022]
Секреты знакомых вещей
[31.12.2021]
Семь любопытных фактов о шампанском
[31.12.2021]
Что важно успеть сделать до Нового года
[31.12.2021]
Эволюция коньков: от Киммерийцев до наших дней
[31.12.2021]
Что нужно знать о Деде Морозе
[31.12.2021]
СМС, которые могли написать только женщины
[31.12.2021]
Как поздравляли народ советские и российские лидеры
[31.12.2021]
Места, где зима похожа на сказку
[22.12.2021]
Самые знаменитые пари
[22.12.2021]
Маленькие новогодние хитрости
[22.12.2021]
Удивительные рыбы
[22.12.2021]
Как проверить качество молочных продуктов
[22.12.2021]
Бесценные книги и дорогие писатели…
[22.12.2021]
Кто придумал сельдь под шубой?
[22.12.2021]
25 веселых анекдотов прямиком из Одессы!
[12.12.2021]
Виноват переводчик!
[12.12.2021]
В чем наука ещё не разобралась…
[12.12.2021]
Чем тише, тем страшней туда входить…
[12.12.2021]
Часы Страсбургского собора
[12.12.2021]
44 способа впечатлить девушку
[12.12.2021]
Что означал снеговик в прошлом
[05.12.2021]
Небесная экзотика
[05.12.2021]
Как русские стали кацапами, а украинцы — хохлами
[05.12.2021]
18 историй оставшихся за кадром знаменитых фильмов
[05.12.2021]
Мифы и легенды о воде
[05.12.2021]
Русская зима глазами иностранцев
[05.12.2021]
Невероятные факты о ДНК
[05.12.2021]
Секретные приемы кулинаров
[05.12.2021]
Что значит быть романтиком в Одессе
[01.12.2021]
5 интересных фактов о цветах
[24.11.2021]
Необычные способы применения пищевой пленки
[24.11.2021]
Впечатляющие фото Антарктиды начала XX века
[24.11.2021]
Факты переставшие быть правдой
[24.11.2021]
Чем отличается православие от католицизма
[24.11.2021]
Десять попыток создать универсальный язык
[24.11.2021]
25 удивительно вкусных национальных блюд
Copyright EASYstem © 2007 - 2022