Атамановка - Онлайн
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта



Содержание
Местные новости [3099]
Региональные новости [41097]
Справочная информация [4]
Объявления
Самое читаемое
По материалам сайта
Игры:
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Региональные новости
Шесть юбилеев забайкальской авиации

Шесть юбилеев забайкальской авиации


Сразу несколько круглых дат, связанных с авиацией Забайкалья отмечается в этом году. Когда-то наш регион был полноценной воздушной столицей юго-восточной Сибири. Теперь остались только воспоминания.

  Юбилей первый. Отрыв от земли

  120 лет назад житель Читы, слесарь-оружейник Винокуров на французском самолете «Фарман», купленном, кстати, на собственные сбережения, выполнил несколько полетов с ипподрома – он располагался примерно там, где сейчас находится Мемориал боевой и трюковой славы забайкальцев. В память об этом событии, вовремя 100-летнего юбилея в микрорайоне «Октябрьский» был установлен памятный знак.

Хотя, если быть точным, то первым воздушным подразделением, сформированным на территории Читы, была воздухоплавательная рота, выполнявшая разведку на линии фронта во время русско-японской войны. Наблюдателя поднимали на аэростате, и он зарисовывал дислокацию вражеских войск.

В Гражданскую войну авиация эпизодически применялась для разведки и бомбардировки со стороны белой армии. На самолете покинул Читу военный диктатор атаман Семёнов, когда на столицу Забайкалья с запада наступали красные.

  Юбилей второй, третий и четвертый. Сталинские соколы

 Мирные авиатрассы стали осваиваться после вхождения Дальневосточной республики, столицей которой была Чита, в состав России. В Забайкалье начались работы по подбору мест для аэродромов, посадочных площадок, производству необходимых расчетов и строительству воздушных портов. Изначально это было необходимо для быстрой связи с золотодобывающими приисками – для транспортировки добытого металла и обеспечения старателей почтой и экстренными малогабаритными грузами. Изначально читинская авиастанция, согласно архивным документам, располагалась в районе нынешнего стадиона «Локомотив». Там самолеты, в основном это были транспортно-пассажирские К-5 и самолеты связи Р-1 обеспечились топливом, маслом и водой, и проходили предполетный осмотр. 90 лет назад, 20 сентября 1932 года авиастанция получила официальный статус аэродрома.

Интересно, что первые линии, пролегающие над Забайкальем, не имели остановки в Чите. Московские рейсы на пути во Владивосток сажали для дозаправки в Нерчинске и Могоче. Но уже в 1933 году аэропорт Читы обрёл статус международного – отсюда стартовал новый маршрут Чита-Харбин-Владивосток-Токио. Еще год спустя открылось постоянно авиасообщение Читы с Москвой.

В 1935 году стали открываться одна за другой местные линии. Самолеты связи стали летать в Ципикан, Калакан, Нерчинск, и т.д. Протяженность воздушных линий в 1935 г. составляла 1620 км. Годом позже аэропорт поучил три новые машины Г-2, разработанные в конструкторском бюро Андрея Туполева – на тот момент эти были одни из первых мощных и грузоподъёмных машин в мире. Их обалдение было обусловлено освоением таёжных территорий Забайкалья и развитием горнорудной промышленности. Имевшиеся тогда в Чите самолеты П-5 перевели на первую пассажирскую линию Чита-Хапчеранга (Кыринский район).

85 лет назад, в октябре 1937 года на базе аэропорта и летного подразделения было создано Читинское объединенное авиапредприятие. В 1938 году аэропорт с территории Железнодорожного района Читы был перебазирован в Кадалу, где и находится по сей день.

  Юбилей пятый. Развитой социализм  

Начавшаяся вторая мировая война затормозила развитие авиации в Читинской области, первые послевоенные рейсы выполнялись эпизодически, п служебным надобностям на легкомоторных машинах По-2. И только в 1950 году, на фоне развивающегося сотрудничества с Китаем, было заключено соглашение между СССР и КНР об образовании Советско-Китайского акционерного общества гражданской авиации (СКОГА). В рамках этого соглашения линий была создана линия «Чита-Пекин». Ее обслуживали американские «Дугласы» и советские Ил-12.

70 лет назад в Чите, в 1952 году завершилось строительство нового здания аэропорта, оно по сей день является архитектурной достопримечательностью столицы Забайкалья.  Выполненное в стиле сталинского ампира, с башенкой и ионическими колоннами, с богатой внутренней отделкой и шикарным рестораном, оно вошло в ряд лучших аэропортом Сибири и Дальнего Востока.

Вообще, 50-тые годы прошлого века стали стартом настоящего авиационного бума в регионе. В как районном центре стали строится аэродромы, а протяженность внутренних авиалиний превысила 3600 километров. Что же касается большой авиации, то в 1959 году из Читы открылся еще один международный рейс в столицу КНДР Пхеньян.

С начала 60-х годов началось замена устаревших машин читинского авиапарка. Легкие двухмоторные самолетики По-2, никому нынешнему пополнению только по фильмам о войне сменили уже хорошо зарекомендовавшие себя Ан-2. Они стали возит пассажиров сперва в северные районы области, а затем в другие райцентры – на тот момент в регионе уже действовало более сорока аэродромов и взлетно-посадочных полос.

В 1963 году в Кадале приземлился турбовинтовой флагман тех лет, гигант Ан-10, а в 1965 посадочной полосы читинского аэропорта впервые коснулись шасси одного из первых в мире пассажирских реактивных самолётов Ту-104. Интересно, что двигатели этого самолет еще не были оборудованы реверсивным устройством, и для сокращения длины пробега лайнер выбрасывал при посадке тормозной парашют, как боевой истребитель.

Ту-104 соединил Читу с Новосибирском, Челябинском, Свердловском, Симферополем, Ленинградом, Владивостоком и с Москвой. Теперь Чита стала полноценным воздушными воротами Забайкалья.

В 1969 году в качестве тестовых испытаний, на ВПП аэроплан «Кадала» садили крупнейшим в мире дальнемагистральные лайнеры Ту-114 и Ил-62. Второй раз ил-62 садился в Чите по техническим причинам в 1983 году, на его борту были звезды советского кино, летевшие в Японию на кинофестиваль. Посадка лайнера совпала с днем рождения популярнейшего артиста Евгения Леонова – он отметил его в ресторане аэропорта.

В середине 70-х годов заслуженного «ветерана» Ту-104 сменил новейший Ту-154. Так начался золотой век забайкальской авиации. В это время самолеты из Читы летали более чем в 30 городов СССР. Самыми дальними были рейсы в Киев и Одессу, билеты на них стоили 107 и 119 рублей соответственно. Стоимость билета до Москвы составляла 86 рублей, до Ленинграда – 92, до Владивостока – 48. При средней зарплате тез лет в 150 рублей это было чувствительно, но накопить за год на летнее путешествие было вполне возможно.

А вот местные авиаперевозки были делом обычным – жители районов летали в Читу регулярно, на учебу, в командировку, за покупками и на лечение. Чтобы слетать в областной центр, например, из Нерчинска, надо было отдать семь рублей, из Краснокаменка – 12, из Красного Чикоя – 18. Самым дорогим билетом был билет на рейс в Чару – 22 рубля, а самым дешевым – билет на рейс Чита – Преображенка, которым отдыхающие добирались до Арахлея. Ан-2 переваливал через Яблоневый хребет садился на травянистой полосе у села. Путешествие обходилось в 2 рубля. А зимой Читинское авиапредприятие устаревало рейсы для любителей зимней рыбалки – за 3 рубля 50 копеек Ан-24 возил рыбаков до Беклемишевских озер, садился лед Шакши. 

Рабочие будни. Авиашоу каждый день  

Так, какие же машины можно было увидеть в небе над Забайкальем? Первым делом, конечно – Ту-154. В межрегиональных рейсах ему помогали оставлявшие дымный след Як-40, прозванные «керосинками». В соседние области и края летали Ан-24 и четырёхмоторные Ил-18. На местных линиях трудились все те же Ан-2, позже в эту компанию вошли юркие небольшие, но более современные Ан-28 и элегантные чешские L-410  Кроме пассажирских бортов, в небе над Читой можно было часто наблюдать гиганта Ан-22, долгое время не уступавшего никому в мире первого места на пьедестале тяжеловозов, летающий кран вертолет Ми-10, его крылатый двойник без грузовой платформы Ми-6 и конечно – Ми-8, которые кроме грузовых, выполняли и пассажирские рейсы в таежные села. Летали в крае и «старички» Ил-14, игравшие роль межрайоных «маршруток».

  Юбилей шестой. Жёсткая посадка  

30 лет назад, после распада СССР и смены экономической формации, Читинское авиапредприятие было преобразовано в ОАО «Читаавиа». Изначально контрольный пакет акций находился у трудового коллектива, но затем он по частям перешёл в руки «эффективных менеджеров». Цены на авиабилеты в условиях рынка стали недоступны 90% населения и самолеты Ту-154м вместе с экипажами были переданы для работы по договору на иранских авиалиниях. Межрайонное же авиасообщение полностью умерло. Так закончилась эпоха воздушных ворот Забайкалья. И, скорее всего, она уже никогда не вернется.

Борис Ветров

Комментарии к материалу
Всего комментариев: 0
avatar
Категория: Региональные новости | Размещение материала: 30.09.2022 | Рейтинг: 0.0/0 | | Теги: Zabmedia.Ru

Новости сайта: Новые статьи:
[03.12.2022]
Забайкалье дополнительно получит 2,4 млрд рублей на строительство и ремонт соцобъектов
[03.12.2022]
Хор Читинского политехнического колледжа выступил для раненых участников спецоперации
[03.12.2022]
Осипов поручил наказывать виновных в авариях на объектах ЖКХ — выделяются большие деньги, а проблемы так и не решаются
[03.12.2022]
Руслан Шакин, который 4 года бежит кругосветку, побывал в Читинском районе
[03.12.2022]
Бизнес-план для самозанятых: как забайкальские студенты совмещают учебу и заработок
[03.12.2022]
Краснокаменские школьники побывали с экскурсией в полиции
[03.12.2022]
Жители кооператива «Островок» переживают, что пожарные не смогут к ним проехать
[03.12.2022]
Читинцы ждут от работодателей стабильности, а не карьерного роста — исследование
[03.12.2022]
Третий фестиваль унтов (0+) пройдет в Чите 24 декабря
[02.12.2022]
Следователи проверят информацию о травле 16-летней сироты в Забайкалье
[02.12.2022]
Краевая инфекционная больница в Чите переполнена — Лукьянов
[02.12.2022]
Дом для обманутых дольщиков на ул. Тимирязева в Чите достроили спустя 5 лет
[02.12.2022]
Портал ZAB.RU публикует график отключения электроэнергии на следующей рабочей неделе
[02.12.2022]
Избирательная комиссия- В Забайкалье подведены итоги краевого конкурса избирателей с инвалидностью «Творчество без границ»
[02.12.2022]
В Краснокаменске вынесен приговор по уголовному делу об убийстве в гаражном кооперативе
[02.12.2022]
В Кыринском районе суд вынес решение по иску прокурора о взыскании компенсации морального вреда пострадавшему в ДТП ребенку
[02.12.2022]
Организаторы проекта «Я вернусь» подготовили 10 потоков добровольцев к СВО
[02.12.2022]
Читинцы получили награды за победу в Абилимпиксе
[02.12.2022]
Прокуратура Красночикойского района потребовала устранить нарушения правил охраны труда в национальном парке «Чикой»
[02.12.2022]
В Улетовском районе прокуратура пресекла факт самовольного занятия земельного участка и незаконного предпринимательства при убое животных
[02.12.2022]
Время объединяться: Общественная палата поддержала активистов Забайкалья, помогающих бойцам СВО
[02.12.2022]
Александр Осипов в очередной раз посетил окружной учебный центр в Песчанке
[02.12.2022]
Секержитская — общественникам: Придите и расскажите школьникам, как их письма важны для участников СВО
[02.12.2022]
Прокурор Забайкальского края Максим Ершов проверил исправительную колонию № 5 в Чите
[02.12.2022]
Прокуратура проверила нацпарк «Чикой» и выявила многочисленные нарушения
[02.12.2022]
Многочисленные нарушения по охране труда выявили в нацпарке «Чикой» после гибели двух сотрудников
[02.12.2022]
Концерт для людей с ограниченными возможностями состоялся в Чите
[02.12.2022]
Вторая часть хрестоматии по литературе Забайкалья конца ХХ - начала ХХI века вышла в свет
[02.12.2022]
В селе Дурой после капитального ремонта открылся Дом культуры
[02.12.2022]
Требования к расселению аварийных домов ужесточат
[02.12.2022]
Несколько зданий снесут на ул. Бутина в рамках реконструкции вокзала Читы
[02.12.2022]
Штаб «Время Z» собрал больше 27 млн рублей в помощь забайкальцам-участникам спецоперации
[02.12.2022]
Ансамбль песни и пляски Забайкальские казаки выступил в Новосибирске
[02.12.2022]
Декада правовой помощи детям завершилась в Приаргунском округе
[02.12.2022]
Управляющая компания оставляет себе сэкономленные деньги с читинского дома
[02.12.2022]
Петровск-Забайкальский городской суд вынес приговор о конфискации автомобиля за вождение транспортом в состоянии опьянения
[02.12.2022]
«Народный фронт» и Союз женщин Забайкалья собрали 50 тонн гумпомощи для бойцов СВО
[02.12.2022]
В Забайкальском крае подняли тарифы за коммунальные услуги
[02.12.2022]
Окна помощи семьям военнослужащих могут появиться в МФЦ Забайкалья
[02.12.2022]
Суд огласил приговор супругам из Читы, которые украли материалы дела своего сына у следователя
[02.12.2022]
Забайкальский краевой суд подтвердил право пенсионерки на перерасчет страховой пенсии по старости исходя из данных о партийных взносах
[02.12.2022]
Эстафету добрых дел провела в Забайкалье «Единая Россия»
[02.12.2022]
Осипов военнослужащим: Вы подготовлены психологически, как воины
[02.12.2022]
Юрий Кон наградил забайкальцев – победителей премии имени Геннадия Головатого
[02.12.2022]
Гарантийный фонд Забайкалья оформил поручительства на 800 млн рублей, чтобы помочь предпринимателям
[02.12.2022]
Аграрии Забайкалья получат 56 млн рублей на разработку залежных земель
[01.12.2022]
Забайкальские блогеры попробовали себя в роли сотрудников МЧС России
[01.12.2022]
Военные попросили забайкальцев не закупать квадрокоптеры и тепловизоры самостоятельно
[01.12.2022]
Более 200 нелегальных гаражей демонтировали в Чите в этом году
[01.12.2022]
Жители Читы прошли экспресс-тестирование на ВИЧ
[24.11.2022]
Исландская кухня не для слабаков…
[24.11.2022]
Неожиданные личности на мировых банкнотах
[24.11.2022]
Самые известные сбывшиеся предсказания
[24.11.2022]
Из истории забавных и не очень, мистификаций
[24.11.2022]
Любопытные факты о драгоценностях
[24.11.2022]
Псковские словечки о которых вы не слышали
[24.11.2022]
Десять тайн археологии
[24.11.2022]
Открытки про работу и отдых от нее
[16.11.2022]
Большая польза большого пальца
[16.11.2022]
Очень необычные криминальные истории
[16.11.2022]
Что философы говорили о женщинах
[16.11.2022]
Загадки озера Байкал
[06.11.2022]
“В метро гораздо страшнее!”
[28.10.2022]
Пять самых невероятных трюков Гарри Гудини
[28.10.2022]
“Крылатые выражения” и их авторы
[28.10.2022]
Самые интересные музеи Лондона
[28.10.2022]
Почему у женщин пуговицы слева?
[28.10.2022]
Рейтинг самых странных морских существ
[28.10.2022]
Мир полон неожиданностей…
[19.10.2022]
Десять знаковых чисел в библейской нумерологии
[19.10.2022]
“Лапки загребущие”
[19.10.2022]
Самые яркие заблуждения о космосе
[19.10.2022]
“Наказание” для левшей
[19.10.2022]
Загадки умных слов
[19.10.2022]
Десятка удивительных древних театров
[07.10.2022]
Невероятные оптические иллюзии со всего света
[07.10.2022]
Что говорит о Вас час Вашего рождения
[07.10.2022]
Клятва Гиппократа: Мифы и иллюзии
[07.10.2022]
Продукты, которые лучше всего “работают” в паре
[07.10.2022]
Женско-мужской разговорник
[07.10.2022]
“Зверские” рекорды
[07.10.2022]
Калейдоскоп висмута
[07.10.2022]
Немного английского юмора
[29.09.2022]
Уловки знаменитых путешественников
[29.09.2022]
20 простых кухонных трюков
[29.09.2022]
Самые цветные города
[17.09.2022]
Сколько стоил человек в царской России?
[17.09.2022]
Ловушки сознания
[17.09.2022]
Коты, которые любят посидеть “как люди”…
[17.09.2022]
Открытки про любимых жен и мужей
[08.09.2022]
Вторая жизнь зубной пасты
[08.09.2022]
Об измене в цифрах
[08.09.2022]
Необычные законы для автоводителей
[08.09.2022]
Странные факты про память
[14.08.2022]
“Зверская” жара…
[04.08.2022]
Правила русского языка в картинках
[04.08.2022]
Шокирующие обладательницы “осиных” талий
[28.07.2022]
Вся правда о рукопожатии
[28.07.2022]
Загадки русских собачьих кличек
[28.07.2022]
Вещи изменившиеся до неузнаваемости
[28.07.2022]
Самые дорогие ювелирные изделия в мире
[28.07.2022]
Детские вопросы, ставящие взрослых в тупик
[20.07.2022]
Порочная десятка
[20.07.2022]
Коварные цветочки
[20.07.2022]
Кофе, о котором вы никогда не слышали
Copyright EASYstem © 2007 - 2022