Атамановка - Онлайн
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта



Содержание
Ru.net - познавательно! [1385]
Все о вещании [13]
Деньги [54]
Дом и семья [88]
Еда и кулинария [90]
Законы и безопасность [57]
Истории из жизни [77]
Криминальное чтиво [34]
Культура, искусство, история [141]
Мир вокруг нас [157]
Наш край [23]
Он и Она [499]
Психология, красота и здоровье [289]
Работа, карьера, бизнес [39]
Техника и Интернет [225]
Фауна [3]
Флора [15]
Фэн-шуй и непознанное [126]
Объявления
Самое читаемое
По материалам сайта
Видеотека:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Ru.net вещает » Ru.net - познавательно!
Московский метрополитен: мифы и факты
 

1104a4b3fa88c6b27433e2e34c3

За более, чем 80-лет работы Московский метрополитен породил огромное количество разнообразных мифов и легенд. Мы отделили удивительные факты из истории столичной подземки от вымыслов и выяснили, действительно ли под мавзолеем должна была находиться станция и правда ли, что прототип матроса-регулировщика с «Площади революции» танцевал с Елизаветой II…

Трамвайное лобби

Московское метро могли начать строить еще до Революции, ведь первый проект подземной линии рельсового общественного транспорта был предложен на рассмотрение городской думе еще в 1902 году. Создали его инженеры Балинский и Кнорре, по их замыслу, линия должна была протянуться от Замоскворечья до Тверской заставы.

Однако дума его отклонила с довольно-таки издевательской резолюцией: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Оказывается, виноваты лоббисты, поддерживавшие травмайные предприятия города. Трамвай тогда приносил значительную часть прибыли в казну, так что гласные городской думы раскритиковали проект и «завернули» его как недостаточно проработанный.

Станция под мавзолеем

Все же идея подземного транспорта оказалась слишком хороша, чтобы так легко от нее отказываться. Вернулись к ней уже после смены власти в стране.

К 1925 году был готов первый проект Московского метрополитена, заказанный немецкой компании Siemens Bauunion Gmbh. Однако 80 километров тоннелей и 86 станций так и остались на бумаге — денег на реализацию не нашли.

Одновременно с этим создавался отечественный проект столичного метро, который в течение семи лет готовил специальный отдел, созданный при московской городской железной дороге. Именно он в итоге и был утвержден в 1930 году.

Почти все станции, задуманные разработчиками, были построены и по сей день принимают пассажиров. Разве что от платформы под Мавзолеем на Красной площади решено было отказаться.

clip_image001

Во время открытия новой линии столичного метро. Фото: ТАСС

Золотой эскалатор

К созданию столичной подземки приступили в конце ноября 1931 года. Первая стройплощадка открылась во дворе дома №13 по Русаковской улице, недалеко от Сокольников. Открыть одноименную станцию планировали к очередной годовщине Революции в 1934 году.

Однако сроки были сорваны — не хватило эскалаторов. Проблема была в том, что тогда их выпускали всего две фирмы в мире, и «Метрострой» за 200 тысяч золотых рублей приобрел только один эскалатор с целью последующего копирования и удлиннения лестниц. Кстати, самый длинный эскалатор в московском метро установлен на самой глубокой станции «Парк Победы», вырытой в 84 метрах под землей.

Открытие состялось 15 мая 1935 года, тогда в эксплуатацию были введены 13 станций: первый участок растянулся от «Сокольников» до «Парка культуры», с него можно было пересесть на второй участок — Смоленская ветка со станциями «Арбатская» и «Александровский сад» (тогда «Улица Коминтерна»). И да, сама столичная подземка носила тогда имя комиссара путей сообщения Кагановича, а не Ленина.

Герои в бронзе

Скульптуры на открывшейся в 1937 году станции «Площадь Революции» изображают реальных людей. Например, матроса-сигнальщика скульптор Матвей Манизер лепил с курсанта Военно-морского училища Олимпия Рудакова.

clip_image002

Станция Площадь Революции. Фото: PhotoXPress.ru

Поразительный факт: в 1953 году, уже будучи капитаном первого ранга, Олимпий привел в Портсмут крейсер «Свердлов» для участия в морском параде по случаю восшествия на престол Елизаветы II. Рудаков присутствовал на церемонии коронации и преподнес ее величеству подарок от советского правительства — горностаевую мантию, за что был удостоен приглашения на вальс и танцевал с английской королевой.

Бомбежка «Арбатской»

В годы Великой Отечественной войны по ночам и во время бомбежек станции метро превращались в бомбоубежища, госпитали и роддома, где родилось 217 детей. В метро проходили партсъезды, здесь же работал штаб обороны.

В первую воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года на платформах под землей собрались 500 тысяч человек, причем прятались люди не только на станциях, но и в тоннелях. А на следующий день там произошла огромная трагедия. Вот как описывает этот день Анатолий Воронин в книге «Москва 1941 год»:

Днем, в 16-17 часов, 23 июля в районе станции «Арбатская» была сброшена фугасная бомба. Воздушной тревоги еще не было. Население в панике бросилось к станции, где вследствие паники при падении на лестнице было задавлено 46 человек со смертельным исходом.

clip_image003

Москвичи в подземном зале станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги. 1941 год. Фото: Аркадий Шайхет / РИА Новости

Вообще 23 июня Арбатско-Покровской линии (ныне это Филевская линия) сильно не повезло. Еще одна бомба прямым попаданием пробила перекрытие тоннеля на перегоне «Смоленская» — «Арбатская». Взрывной волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков тяжело и легко ранено. Отверстие было оперативно заделано, однако эта «заплатка» на потолке тоннеля до сих пор напоминает о том трагическом июльском дне.

Подготовка к затоплению

В самый тяжелый период битвы за Москву, когда 15 октября 1941 года Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации столицы, Каганович отдал приказ закрыть и уничтожить Московский метрополитен.

Ночью началась подготовка к его затоплению, отдельные объекты были заминированы, на «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, а в депо «Сокол» стали готовить к эвакуации последние вагоны.

16 октября единственный раз за всю свою историю столичный метрополитен не открылся. Но уже к вечеру приказ о его уничтожении был отменен, наутро станции уже работали. А с мая 1942 года удалось возобновить строительство тоннелей и новых станций, до конца войны их открыли еще семь.

clip_image004

Фото: РИА Новости

Сбитый барельеф

До наших дней в московском метро можно увидеть изображения Ленина, а вот скульптуры и мозаики с изображением Сталина в разные годы были демонтированы. Барельеф «Сталин и конституция СССР» убрали с «Площади революции» в 1947 году при строительстве второго выхода, еще при жизни Иосифа Виссарионовича. Тогда же на станции демонтировали четыре бронзовые фигуры, которых после этого осталось 76.

Еще один медальон с портретом Сталина сбили с мозаичного панно «Мир во всем мире» в торце «Новослободской» уже при Хрущеве. Образовавшуюся пустоту заполнили изображением трех белых голубей из смальты. При этом на месте остался центральный образ композиции — счастливая мать с ребенком на руках. Те, кто знал жену архитектора станции Тамару Душкину, уверяли, что именно она изображена на панно.

Рижские витражи

Доподлинно известно, что витражи на «Новослободской» изготовлены латвийскими художниками. При этом они использовали стекла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и изначально предназначавшиеся для костелов.

clip_image005

Витражи на Новослободской. Фото: Борис Кавашкин / ТАСС

А вот похожую легенду об элементах декора на «Комсомольской» Кольцевой линии, увы, не удается ни подтвердить, ни опровергнуть. Но мы все же ее перескажем. Считается, что смальту для оформления станции брали из запасов Академии художеств, изначально предназначавшихся для украшения Храма

Христа Спасителя.

Белый камень из серпуховского кремля В интернет-публикациях можно встретить информацию о том, что белый камень для декоративной резьбы в отделке «Серпуховской» брали из стен Серпуховского кремля XVI века, который ко времени постройки станции уже разрушался и пребывал в запустении. Отчасти это правда.

При строительстве первой линии московского метро действительно использовался белый камень серпуховского кремля. Но шел он на облицовку тоннелей первой очереди, а не станций. Работы по строительству «Серпуховской» велись в 1983 году, и тогда на станцию поставляли уже новый камень с карьеров.

Рекорды перевозки

За год Московский метрополитен перевозит около 2,5 миллиардов человек. Действующий абсолютный рекорд по проезду за одни сутки был установлен 6 сентября 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы. Тогда движение наземного транспорта было почти остановлено и, естественно, все передвигались в основном на метро.

За сутки тогда было зарегистрировано около 14 миллионов пассажиров! А стандартный годовой пик перевозок приходится на предновогодние дни. Так, 26 декабря 2014 года через турникеты метро прошли 9 715 635 пассажиров.

clip_image006

Станция Проспект Мира (кольцевая) Фото: Антон Тушин / ТАСС

Карандаш Сталина

Пожалуй, самая популярная легенда московского метро связана с именем Сталина и объясняет, почему первые линии обозначили красным и синим цветом. Якобы Иосиф Виссарионович, обсуждая с инженерами проект линий первой очереди, взял двусторонний красно-синий карандаш, какие были тогда широко распространены. Когда он провел первую, красную линию, грифель сломался, и вторую линию он рисовал уже синим цветом.

Подобная легенда объясняет и коричневый цвет кольцевой линии: якобы Иосиф Виссарионович лично указал на необходимость ее создания, а чтобы обозначить, где именно она должна пройти, поставил стакан с кофе в центр ватмана с проектом. Оставшийся от нее след «приняли к исполнению», а обозначать кольцевую на схемах метро стали кофейным коричневым цветом. Красивые мифы, но историки непреклонны — в этом нет ни грамма правды.

Фрагменты храма Христа спасителя

Невозможно подтвердить и другую популярную легенду о том, что установленные на «Новокузнецкой» мраморные скамьи были взяты из храма Христа Спасителя.

В интернете периодически появляются публикации, которые рассказывают, что перед сносом храма мраморные фрагменты облицовки здания демонтировали, распилили и затем использовали эти плиты в облицовке станций «Охотный Ряд», «Площадь Революции» и «Театральная».

Однако никакого документального подтверждения этой легенды не существует. До нас дошли только снимки центральной части внутреннего убранства взорванного собора, и скамей на них нет.

Олег Матвеев


link
Категория: Ru.net - познавательно! | Размещение материала: 22.05.2017 | Рейтинг: 0.0/0 |

Новости сайта:           Новые статьи:
20.10.2017
Автомобили не могут проехать по обледеневшей трассе в районе Кручины
20.10.2017
Гражданские инициативы в решении экологических проблем
18.10.2017
Межрегиональный турнир по боксу прошел в поселке Новоорловск Забайкалья
16.10.2017
Скорбим и помним
13.10.2017
Детский сад в Атамановке могут открыть через две недели
13.10.2017
Директор школы в Атамановке собирал подписи за строительство нового здания
12.10.2017
Забайкальские добровольцы призывают помочь отцу-одиночке
10.10.2017
Здание детсада «Солнышко» в Атамановке рушится из-за строительного брака
10.10.2017
Кулаков: Детский сад «Солнышко» в поселке Атамановка отремонтируют за две недели
09.10.2017
Кулаков: Детсад «Солнышко» в Атамановке отремонтируют за 2 недели
05.10.2017
Что подарить учителю в День учителя?
04.10.2017
Порядка 7,7 млн рублей выделили на ремонт детсада «Солнышко» в Атамановке
04.10.2017
На ремонт аварийного здания детсада в Атамановке выделили более 7 миллионов рублей
03.10.2017
В Приаргунск прибыл ковчег с частицей Древа Креста Господня и частицами мощей святых угодников божьих
03.10.2017
Почти 8 млн р потратят на капремонт детсада в Атамановке
03.10.2017
Александр Кулаков: «Наша задача – завершить ремонт детского сада в Атамановке в максимально короткие сроки»
03.10.2017
Власти края выделят 7,7 млн р. на ремонт разрушающегося детсада в Атамановке
03.10.2017
Текущие документы, договоры, проекты, извещения, заявки, поставления
02.10.2017
Жители Атамановки пожаловались на грязную воду из кранов
28.09.2017
«Зеленая вода» бежит из крана на КСК
27.09.2017
Создание полигона ТБО перенесут из Атамановки
27.09.2017
Замены полигону ТКО в Атамановке пока нет - директор ООО «Эко-Полигон»
27.09.2017
Полицейские задержали грабителя по «горячим» следам
27.09.2017
Атамановский полигон ТКО перенесут - Минприроды
21.09.2017
Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы
21.09.2017
Выборы Главы городского поселения «Атамановское»
21.09.2017
Выборы депутатов Совета городского поселения «Атамановское» четвертого созыва
20.09.2017
Школы в долговых оковах
20.09.2017
Ключи от квартир в Атамановке получили 20 забайкальских детей-сирот
20.09.2017
Детям-сиротам вручили ключи от квартир в Атамановке
20.09.2017
Сводная таблица Избирательной комиссии городского поселения «Атамановское» о результатах выборов по Центральному округу № 1
20.09.2017
Сводная таблица Избирательной комиссии городского поселения «Атамановское» о результатах выборов по Восточному округу № 2
20.09.2017
ПРОТОКОЛ Избирательной комиссии городского поселения «Атамановское» о результатах выборов по Центральному округу № 1
19.09.2017
Ключи от 20 новых квартир с приусадебными участками в Атамановке вручили детям-сиротам
19.09.2017
19 сентября в Атамановке ключи от новых квартир получили 20 выпускников детских домов разных лет (видео)
19.09.2017
Ковчег с мощами святых из Всехсвятского монастыря провезут по Нерчинской и Краснокаменской епархии
19.09.2017
Ковчег с частью древа креста Господня и мощами святых привезли в Забайкалье
19.09.2017
Ковчег с частью Древа Креста Господня провезут по районам Забайкалья
         
20.10.2017
Удивительные “проекты” животных-архитекторов
20.10.2017
Необычные спутники Солнечной системы
19.10.2017
Парадоксы, ставящие ум в тупик
19.10.2017
Как делают лучшие коньяки в мире
18.10.2017
Умеет ли врать “детектор лжи”?
17.10.2017
Что мы знаем о себе?
17.10.2017
25 необычных вещей, которых вы не видели
16.10.2017
Что скрывает “Google Maps”
16.10.2017
Любопытные факты о фараонах Древнего Египта
15.10.2017
Вся правда о спасении станции “Салют 17”
14.10.2017
Страны исчезнувшие в 20 веке
13.10.2017
Пять самых грозных российских самолетов
13.10.2017
Версаль — дворец, в котором не было туалета
12.10.2017
Любопытные факты об интернет-торговле
12.10.2017
Брачные объявления столетней давности
11.10.2017
События, которые произойдут до 2050 года
11.10.2017
Американцы глазами русской девушки
09.10.2017
Обманчиво милые создания
09.10.2017
Как иностранцы воспринимают русскую речь
08.10.2017
Осень красками и кистью
08.10.2017
Великий аттрактор Вселенной
07.10.2017
Самое дорогое письмо в мире
07.10.2017
О каких птицах знают только русские
06.10.2017
Клички, прозвища и “погоняла” сильных мира сего…
06.10.2017
Странные факты о «резиновом изделии №2»
05.10.2017
Кошки, которые стоят целое состояние
05.10.2017
За что молодые любят старичков
04.10.2017
Проклятие линкора Шарнхорст
04.10.2017
Самые ожидаемые премьеры октября 2017
03.10.2017
Главный истребитель нечисти на Руси
03.10.2017
26 фото для тех, кому надоели кошечки и собачки
02.10.2017
Жизнь в КНДР и Южной Корее : кто счастливее?
02.10.2017
Новинки Франкфуртского автосалона 2017
01.10.2017
25 поразительных фактов о вселенной
01.10.2017
Что нужно знать о баллончиках для самообороны
30.09.2017
Странные теории об известных личностях
30.09.2017
Кухонные хитрости шеф-поваров в ресторанах
29.09.2017
Чего нельзя делать в Непале
Copyright EASYstem © 2007 - 2017