Атамановка - Онлайн
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта




Содержание
Ru.net - познавательно! [1210]
Все о вещании [13]
Деньги [54]
Дом и семья [88]
Еда и кулинария [90]
Законы и безопасность [57]
Истории из жизни [77]
Криминальное чтиво [34]
Культура, искусство, история [141]
Мир вокруг нас [157]
Наш край [23]
Он и Она [499]
Психология, красота и здоровье [289]
Работа, карьера, бизнес [39]
Техника и Интернет [225]
Фауна [3]
Флора [15]
Фэн-шуй и непознанное [126]
Объявления
Самое читаемое
По материалам сайта
Видеотека:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Ru.net вещает » Ru.net - познавательно!
Московский метрополитен: мифы и факты
 

1104a4b3fa88c6b27433e2e34c3

За более, чем 80-лет работы Московский метрополитен породил огромное количество разнообразных мифов и легенд. Мы отделили удивительные факты из истории столичной подземки от вымыслов и выяснили, действительно ли под мавзолеем должна была находиться станция и правда ли, что прототип матроса-регулировщика с «Площади революции» танцевал с Елизаветой II…

Трамвайное лобби

Московское метро могли начать строить еще до Революции, ведь первый проект подземной линии рельсового общественного транспорта был предложен на рассмотрение городской думе еще в 1902 году. Создали его инженеры Балинский и Кнорре, по их замыслу, линия должна была протянуться от Замоскворечья до Тверской заставы.

Однако дума его отклонила с довольно-таки издевательской резолюцией: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Оказывается, виноваты лоббисты, поддерживавшие травмайные предприятия города. Трамвай тогда приносил значительную часть прибыли в казну, так что гласные городской думы раскритиковали проект и «завернули» его как недостаточно проработанный.

Станция под мавзолеем

Все же идея подземного транспорта оказалась слишком хороша, чтобы так легко от нее отказываться. Вернулись к ней уже после смены власти в стране.

К 1925 году был готов первый проект Московского метрополитена, заказанный немецкой компании Siemens Bauunion Gmbh. Однако 80 километров тоннелей и 86 станций так и остались на бумаге — денег на реализацию не нашли.

Одновременно с этим создавался отечественный проект столичного метро, который в течение семи лет готовил специальный отдел, созданный при московской городской железной дороге. Именно он в итоге и был утвержден в 1930 году.

Почти все станции, задуманные разработчиками, были построены и по сей день принимают пассажиров. Разве что от платформы под Мавзолеем на Красной площади решено было отказаться.

clip_image001

Во время открытия новой линии столичного метро. Фото: ТАСС

Золотой эскалатор

К созданию столичной подземки приступили в конце ноября 1931 года. Первая стройплощадка открылась во дворе дома №13 по Русаковской улице, недалеко от Сокольников. Открыть одноименную станцию планировали к очередной годовщине Революции в 1934 году.

Однако сроки были сорваны — не хватило эскалаторов. Проблема была в том, что тогда их выпускали всего две фирмы в мире, и «Метрострой» за 200 тысяч золотых рублей приобрел только один эскалатор с целью последующего копирования и удлиннения лестниц. Кстати, самый длинный эскалатор в московском метро установлен на самой глубокой станции «Парк Победы», вырытой в 84 метрах под землей.

Открытие состялось 15 мая 1935 года, тогда в эксплуатацию были введены 13 станций: первый участок растянулся от «Сокольников» до «Парка культуры», с него можно было пересесть на второй участок — Смоленская ветка со станциями «Арбатская» и «Александровский сад» (тогда «Улица Коминтерна»). И да, сама столичная подземка носила тогда имя комиссара путей сообщения Кагановича, а не Ленина.

Герои в бронзе

Скульптуры на открывшейся в 1937 году станции «Площадь Революции» изображают реальных людей. Например, матроса-сигнальщика скульптор Матвей Манизер лепил с курсанта Военно-морского училища Олимпия Рудакова.

clip_image002

Станция Площадь Революции. Фото: PhotoXPress.ru

Поразительный факт: в 1953 году, уже будучи капитаном первого ранга, Олимпий привел в Портсмут крейсер «Свердлов» для участия в морском параде по случаю восшествия на престол Елизаветы II. Рудаков присутствовал на церемонии коронации и преподнес ее величеству подарок от советского правительства — горностаевую мантию, за что был удостоен приглашения на вальс и танцевал с английской королевой.

Бомбежка «Арбатской»

В годы Великой Отечественной войны по ночам и во время бомбежек станции метро превращались в бомбоубежища, госпитали и роддома, где родилось 217 детей. В метро проходили партсъезды, здесь же работал штаб обороны.

В первую воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года на платформах под землей собрались 500 тысяч человек, причем прятались люди не только на станциях, но и в тоннелях. А на следующий день там произошла огромная трагедия. Вот как описывает этот день Анатолий Воронин в книге «Москва 1941 год»:

Днем, в 16-17 часов, 23 июля в районе станции «Арбатская» была сброшена фугасная бомба. Воздушной тревоги еще не было. Население в панике бросилось к станции, где вследствие паники при падении на лестнице было задавлено 46 человек со смертельным исходом.

clip_image003

Москвичи в подземном зале станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги. 1941 год. Фото: Аркадий Шайхет / РИА Новости

Вообще 23 июня Арбатско-Покровской линии (ныне это Филевская линия) сильно не повезло. Еще одна бомба прямым попаданием пробила перекрытие тоннеля на перегоне «Смоленская» — «Арбатская». Взрывной волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков тяжело и легко ранено. Отверстие было оперативно заделано, однако эта «заплатка» на потолке тоннеля до сих пор напоминает о том трагическом июльском дне.

Подготовка к затоплению

В самый тяжелый период битвы за Москву, когда 15 октября 1941 года Государственный Комитет обороны СССР принял решение об эвакуации столицы, Каганович отдал приказ закрыть и уничтожить Московский метрополитен.

Ночью началась подготовка к его затоплению, отдельные объекты были заминированы, на «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, а в депо «Сокол» стали готовить к эвакуации последние вагоны.

16 октября единственный раз за всю свою историю столичный метрополитен не открылся. Но уже к вечеру приказ о его уничтожении был отменен, наутро станции уже работали. А с мая 1942 года удалось возобновить строительство тоннелей и новых станций, до конца войны их открыли еще семь.

clip_image004

Фото: РИА Новости

Сбитый барельеф

До наших дней в московском метро можно увидеть изображения Ленина, а вот скульптуры и мозаики с изображением Сталина в разные годы были демонтированы. Барельеф «Сталин и конституция СССР» убрали с «Площади революции» в 1947 году при строительстве второго выхода, еще при жизни Иосифа Виссарионовича. Тогда же на станции демонтировали четыре бронзовые фигуры, которых после этого осталось 76.

Еще один медальон с портретом Сталина сбили с мозаичного панно «Мир во всем мире» в торце «Новослободской» уже при Хрущеве. Образовавшуюся пустоту заполнили изображением трех белых голубей из смальты. При этом на месте остался центральный образ композиции — счастливая мать с ребенком на руках. Те, кто знал жену архитектора станции Тамару Душкину, уверяли, что именно она изображена на панно.

Рижские витражи

Доподлинно известно, что витражи на «Новослободской» изготовлены латвийскими художниками. При этом они использовали стекла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и изначально предназначавшиеся для костелов.

clip_image005

Витражи на Новослободской. Фото: Борис Кавашкин / ТАСС

А вот похожую легенду об элементах декора на «Комсомольской» Кольцевой линии, увы, не удается ни подтвердить, ни опровергнуть. Но мы все же ее перескажем. Считается, что смальту для оформления станции брали из запасов Академии художеств, изначально предназначавшихся для украшения Храма

Христа Спасителя.

Белый камень из серпуховского кремля В интернет-публикациях можно встретить информацию о том, что белый камень для декоративной резьбы в отделке «Серпуховской» брали из стен Серпуховского кремля XVI века, который ко времени постройки станции уже разрушался и пребывал в запустении. Отчасти это правда.

При строительстве первой линии московского метро действительно использовался белый камень серпуховского кремля. Но шел он на облицовку тоннелей первой очереди, а не станций. Работы по строительству «Серпуховской» велись в 1983 году, и тогда на станцию поставляли уже новый камень с карьеров.

Рекорды перевозки

За год Московский метрополитен перевозит около 2,5 миллиардов человек. Действующий абсолютный рекорд по проезду за одни сутки был установлен 6 сентября 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы. Тогда движение наземного транспорта было почти остановлено и, естественно, все передвигались в основном на метро.

За сутки тогда было зарегистрировано около 14 миллионов пассажиров! А стандартный годовой пик перевозок приходится на предновогодние дни. Так, 26 декабря 2014 года через турникеты метро прошли 9 715 635 пассажиров.

clip_image006

Станция Проспект Мира (кольцевая) Фото: Антон Тушин / ТАСС

Карандаш Сталина

Пожалуй, самая популярная легенда московского метро связана с именем Сталина и объясняет, почему первые линии обозначили красным и синим цветом. Якобы Иосиф Виссарионович, обсуждая с инженерами проект линий первой очереди, взял двусторонний красно-синий карандаш, какие были тогда широко распространены. Когда он провел первую, красную линию, грифель сломался, и вторую линию он рисовал уже синим цветом.

Подобная легенда объясняет и коричневый цвет кольцевой линии: якобы Иосиф Виссарионович лично указал на необходимость ее создания, а чтобы обозначить, где именно она должна пройти, поставил стакан с кофе в центр ватмана с проектом. Оставшийся от нее след «приняли к исполнению», а обозначать кольцевую на схемах метро стали кофейным коричневым цветом. Красивые мифы, но историки непреклонны — в этом нет ни грамма правды.

Фрагменты храма Христа спасителя

Невозможно подтвердить и другую популярную легенду о том, что установленные на «Новокузнецкой» мраморные скамьи были взяты из храма Христа Спасителя.

В интернете периодически появляются публикации, которые рассказывают, что перед сносом храма мраморные фрагменты облицовки здания демонтировали, распилили и затем использовали эти плиты в облицовке станций «Охотный Ряд», «Площадь Революции» и «Театральная».

Однако никакого документального подтверждения этой легенды не существует. До нас дошли только снимки центральной части внутреннего убранства взорванного собора, и скамей на них нет.

Олег Матвеев


link
Категория: Ru.net - познавательно! | Размещение материала: 22.05.2017 | Рейтинг: 0.0/0 |

Новости сайта:           Новые статьи:
27.06.2017
Дым в Чите - из-за пожаров в Петровск-Забайкальском и Хилокском районах
27.06.2017
Дым в Чите из-за пожаров в Петровск-Забайкальском и Хилокском районах
27.06.2017
Тарифы на коммунальные услуги с 1 июля вырастут от 3,7% до 5,9% в Забайкалье
26.06.2017
Тарифократия
26.06.2017
Участки трасс возле Никишихи и Атамановки под Читой будут перекрыты 27 и 28 июня
25.06.2017
В Забайкалье действует 17 лесных пожаров
25.06.2017
Площадь лесных пожаров в Забайкалье за сутки выросла почти на 1000 га
24.06.2017
К прокурору края Василию Войкину и его заместителям в ходе работы мобильной приемной обратились 130 граждан
23.06.2017
Грант 4 млн рублей получит фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
23.06.2017
Распоряжение № 39
23.06.2017
Постановление № 480
23.06.2017
Объявление
22.06.2017
Водитель «Жигулей» сбил 15-летнюю девочку в Атамановке под Читой и скрылся с места ДТП
22.06.2017
Грант от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет направлен на реализацию подпрограммы «Дорога в жизнь»
22.06.2017
Сбивший девочку в Атамановке водитель выпил после аварии – УМВД
22.06.2017
Несовершеннолетняя пострадала в ДТП на пешеходном переходе
22.06.2017
Подростка сбили на пешеходе в Забайкалье
22.06.2017
Сбивший девочку на «зебре» водитель скрылся с места ДТП в Атамановке
22.06.2017
Автомобиль сбил 15-летнюю девочку на пешеходном переходе и скрылся в Атамановке
21.06.2017
Прокурор края Войкин примет жителей Читинского района
20.06.2017
Тарифы на тепло не вырастут с 1 июля в 11 поселениях края
20.06.2017
Тарифы повысятся в Забайкалье с 1 июля
19.06.2017
Прокурор Забайкальского края Василий Войкин проведет прием граждан в Читинском районе
18.06.2017
Направить деньги с озеленения кашпо на резистограф предложили в Чите
16.06.2017
Рекультивировать свалку в Ивановке «практически нереально» - прокуратура
16.06.2017
Прокуратура подала иск на признание незаконным передачу земли под полигон ТКО в Атамановке
16.06.2017
Гендиректор «Забайкалспецтранса» предложил производить топливо из мусора в Ивановке
16.06.2017
Вступил в законную силу приговор в отношении жителя Читинского района, избившего до смерти своего приятеля
16.06.2017
Свалка в Атамановке полностью перестала принимать мусор из Читы
15.06.2017
Суд признал незаконной деятельность компании, потушившей свалку в Атамановке
15.06.2017
Выделение земли в Атамановке под полигон ТКО требуют признать незаконным
15.06.2017
Пономаренко: Свалку в Ивановке надо расценивать как запас топлива
15.06.2017
Свалку в Атамановке закрыли для мусора из Читы
14.06.2017
Первая смена открылась в лагере ЗабЖД 'Серебряный бор' в Атамановке
12.06.2017
Митрополит Димитрий совершил литию по погибших в ДТП в Петровск-Забайкальском районе
12.06.2017
Списки пострадавших в ДТП на трассе Чита-Иркутск
12.06.2017
Минздрав края опубликовал уточнённую информацию о пострадавших в ДТП
12.06.2017
В Чите почтят память погибших в ДТП в Петровск-Забайкальском районе
         
28.06.2017
Чего мы не знали о яблоках
28.06.2017
Детские цитаты из книги Корнея Чуковского
27.06.2017
Семь лунных чудес
27.06.2017
Загадочные блондинки. Всё о них, кроме анекдотов
26.06.2017
Девять мысленных экспериментов
26.06.2017
Самые крошечные населённые острова мира
25.06.2017
Москва в XXIII веке глазами художников 1914 года
25.06.2017
Каждому овощу свое время
24.06.2017
Древние храмы Индии
24.06.2017
Жизнь внутри гонконгских крошечных квартир
23.06.2017
Мнение немца о фильме «Кавказская пленница»
23.06.2017
Занимательные факты о волосах
22.06.2017
Чего нельзя делать в Болгарии
22.06.2017
Шесть незаслуженно забытых круп
21.06.2017
Почему немецкие бани вызывают шок у русских
21.06.2017
Удивительные факты из истории России
20.06.2017
10 природных чудес Италии
20.06.2017
Как спрятать заначку, и где её найдут…
19.06.2017
Самые дорогостоящие лекарства в мире
18.06.2017
Необычные и малоизвестные фонтаны
18.06.2017
Цыганский гипноз: как это работает
17.06.2017
Некоторые факты о кошачьих рекордах
17.06.2017
Комедия положений по-французски
16.06.2017
С кого художники писали известные картины?
16.06.2017
Пингвины - это ласточки, которые ели после шести
15.06.2017
Вторая жизнь колготок
15.06.2017
Семь тайных языков
14.06.2017
Байки из жизни ученых
14.06.2017
Что нужно сделать в Финляндии
13.06.2017
Малоизвестных факты об организме человека
13.06.2017
Кто сказал «гогель-могиль»?
12.06.2017
25 самых странных галактик во Вселенной
12.06.2017
Животные, которые могли бы заговорить…
11.06.2017
Знаменитые любовники и сердцееды — кто они?
11.06.2017
Семь главных тайн Древнего Египта
10.06.2017
Люди с самым высоким IQ в истории
10.06.2017
Цветы, которые лучше никому не дарить
09.06.2017
Главные загадки Крыма
Copyright EASYstem © 2007 - 2017